Митрополит Георгий возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе

Текст и фото с сайта Нижегородской митрополии www.nne.ru

21 июля, в день особого почитания Казанской иконы Божией Матери, в кафедральном соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления, ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, настоятель нижегородского храма в честь Святой Живоначальной Троицы протоиерей Сергий Шалатонов, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики епархии. На богослужении молились православные нижегородцы.

За литургией была совершена священническая хиротония диакона Романа Татаринова.

В архипастырском слове, обращенном к верующим, глава Нижегородской митрополии поздравил всех с праздником – днем памяти обретения иконы Божией Матери в городе Казани в 1579 году.

«На Русской земле, — сказал владыка, – издавна особо почитали Царицу Небесную. Не случайно наше Отечество еще много веков назад назвали Домом Пресвятой Богородицы. Ее чудотворные иконы, среди которых драгоценной жемчужиной сияет и Казанский образ Царицы Небесной, не раз спасали народ и укрепляли Святую Русь. В истории нашей страны были тяжелые времена. Вспомним татаро-монгольское иго, длившееся почти 300 лет. Но люди не отчаивались, а уповали на помощь Божию, Пресвятой Богородицы и святых. И свергнуто было иноземное владычество. Случались смуты и междоусобная брань. И опять народ обращался с мольбой у Царице Небесной, и Она посылала помощь в их преодолении».

Митрополит Георгий отметил, что мы живем в великой стране с огромной территорией и множеством храмов, украшающих города и веси, где звучит молитва, и люди объединяются в стремлении исправлять себя и жить по заповедям Божиим. Церкви и монастыри – это щит и ограждение от духов злобы поднебесных, стремящихся погубить человека, сделав его рабом собственных страстей.

«Но не все люди хотят жить по заповедям, — продолжил управляющий епархией. — Случается, что устои христианской жизни подвергаются поруганию: разрушаются семьи, дети остаются сиротами при живых родителях, а старики — одинокими при живых детях. Как уврачевать эту рану? Надо помочь людям прийти к Богу, а детей воспитывать в вере христианской. Это воспитание невозможно привить ни деньгами, ни силою — только кротостью, смирением и любовью, и сердечной молитвой, обращенной к Господу и Его Пречистой Матери, к святым угодникам. Чем больше на Русской земле будет благочестивых людей, призывающих благословение Божие на весь народ, чем больше будет тех, кто станет просить о помощи и заступлении Пресвятую Богородицу, тем скорее наша жизнь будет благоустраиваться и благоукрашаться».

Справка:

Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани произошло 8 (21 по новому стилю) июля 1579 года. После покорения Казанского ханства Иоанном Грозным в 1552 году Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой, из татарского плена были освобождены 60 тысяч русских людей. Началось просвещение татар светом евангельской истины, новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около Никольской церкви, истребил часть города и обратил в пепел половину казанского кремля. Злорадствовали противники православия, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но Пресвятая Богородица послала Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, скрытую в земле. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали копать там и обрели святой образ. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святыню в близлежащий храм во имя святителя Николая, откуда после молебна икона с крестным ходом прибыла в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый царем Иоанном Васильевичем. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Список с образа, явленного в Казани, изложение обстоятельств его обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святыню, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению чудотворного образа, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где совершили первый молебен перед Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через 15 лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.

Небольшой образ, обретенный девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стал вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. «Матушка Казанская» не раз указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В период польского нашествия 1605-1612 годов, который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Вскоре ополчение Минина и Пожарского направилось к Москве.

Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию Пожарскому. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Известно, что перед штурмом Москвы ополченцы три дня постились и творили усердные молитвы перед Казанской иконой.

После изгнания поляков из города князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала лишь в Москве, а с 1649 года оно стало всероссийским.

Похожие статьи

Перейти к верхней панели