Митрополит Георгий совершил вечерню Великой Пятницы в Александро-Невском кафедральном соборе

Текст и фото с сайта Нижегородской митрополии www.nne.ru

17 апреля митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил вечерню Великой Пятницы в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода. На этом богослужении совершается чин выноса из алтаря на середину храма Плащаницы с изображением положенного во гроб Господа Иисуса Христа, снятого с Креста.

Главе Нижегородской митрополии сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Александр Мякинин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики Нижегородской епархии.

В конце вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое…», архипастырь перенес Святую Плащаницу из алтаря на середину храма. После помещения Плащаницы на гроб митрополит Георгий произнес архипастырское слово, напомнив строки песнопения, которое исполняется за Божественной литургией в Великую Субботу на Великом входе вместо Херувимской песни: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…».

«Христа предают по лжи, – напомнил митрополит Георгий евангельские события. – Его искушают в доме Каиафы и потом приводят к Понтию Пилату, требуя казни. Но тот не находит вины, достойной смерти. Тогда первосвященники возбуждают народ и говорят: «Просите смерти! А освободить просите разбойника Варавву». То есть сознательно отказываются от праведности и чистоты…

Когда Христос будет погребен, они пойдут к Понтию Пилату просить поставить стражу, потому что знают, что говорил Христос: «Через три дня восстану из мертвых». Они просили поставить стражу, дабы этого не произошло! Это говорит о том, что синедрион, первосвященники – все эти хулители – очень хорошо знали учение Христа, Его наставления и вразумления. Они все понимали, но не принимали».

«Вот и в нашей жизни, на русской земле, немало людей, которые не находят свою дорогу ко Христу. Не отворяют свое сердце, – продолжил архипастырь. – Они все знают и все понимают, но не принимают. Сегодня Царь царствующих и Господь господствующих возносится на древо, дабы пригвоздить ко Кресту все наши грехи, страсти и дать возможность стать причастниками жизни вечной. Дорогие отцы, братья и сестры! Отворите врата сердца для Господа, исповедуйте Его Истинным Богом и Спасителем, и тогда и о нас, и к нам будут слова Христа Спасителя, которые Он сказал благоразумному разбойнику: «Ныне же будеши со Мною в раю».

Справка:

Страстная Пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира.  День посвящен вспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя.

Богослужение в Великую Пятницу на Страстной седмице имеет несколько отличий от традиционных церковных служб. Прежде всего, в этот день в знак глубокой скорби о Крестных страданиях Христа не совершается Божественная литургия. Утром, на Царских часах, прочитываются Евангелия о Его Страстях. На вечерне Великой Пятницы, которая посвящена погребению Спасителя, совершается чин выноса Плащаницы – большого плата, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Начало вечерни приурочивается ко времени между 12-ю и 3-мя часами пополудни (то есть ко времени между 6-м и 9-м часом, когда, согласно Священному Писанию, совершились распятие и смерть Господа Иисуса Христа).

Как правило, Плащаница представляет собой довольно плотную материю темного (черного) или темно-красного цвета. Вокруг изображения положенного во гроб Спасителя вышиты слова о том, как иудейский старейшина Иосиф Аримафейский снял тело Господа с креста и похоронил его в гробнице.

Перед началом выноса Плащаницы в середине церкви устанавливается возвышение – «гроб», украшенный цветами и умащенный благовониями в знак скорби о смерти Христа, сама Плащаница помещается на престол.

Песнопения вечерни посвящены страданиям и смерти Христа. После входа с Евангелием и пения «Свете Тихий» читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги пророка Исаии, фрагмент Первого послания апостола Павла коринфянам.

Перед чтением Евангелия зажигаются свечи, которые так и остаются зажженными до конца богослужения. Евангелие говорит нам о смерти и погребении Спасителя, а следующая за тем стихира повествует об Иосифе Аримафейском, пришедшем обвить Плащаницей Его пречистое Тело.

После песнопений о смерти Христовой, во время пения молитвы святого Симеона Богоприимца священнослужитель надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся на престоле. Затем после «Отче наш» он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб. Во время выноса Плащаницы хор поет тропарь: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив; и вонями во гробе ноне покрыв положи». По окончании этого песнопения совершается целование Плащаницы.

В некоторых церквях после вечерни поется повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы». В нем Церковь освещает сокровенный, внутренний смысл того, что народ выразил в известном народном сказании «Хождение Богородицы по мукам». В дивных словах открывает Церковь, что оставление Сына Божия Отцом и Его снисхождение во ад разделила с Ним Его Пречистая Матерь.

 

Похожие статьи

Перейти к верхней панели