Митрополит Георгий возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода

Текст и фото взяты с сайта Нижегородской митрополии www.nne.ru

1 мая, в Великую субботу, в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного великого князя Александра Невского митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь кафедрального собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев, старший священник собора иерей Сергий Мороз и другие клирики епархии.

На литургии вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии.

В ходе богослужения глава Нижегородской митрополии вручил клирикам епархии патриаршие награды. Во внимание к усердным трудам во славу Славу Святой Матери-Церкви ко дню Святой Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом права ношения наперсного креста с украшениями удостоены протоиерей Александр Поляшов, протоиерей Сергий Савушин, протоиерей Роман Чибирев, права ношения палицы удостоены протоиерей Валентин Мотев, протоиерей Василий Спирин, права ношения камилавки удостоены диакон Александр Атмажитов, диакон Олег Зарембо.

После литургии митрополит Георгий обратился к собравшимся со святительским словом: «Поздравляю всех с Великой субботой. Уже свершилось великое событие — Христос уже принял крестные муки ради нашего спасения. Он сошел в ад и разрушил его врата, каждому верующему даровав жизнь вечную. Но люди еще не знают, какое чудо им предстоит узреть. Ученики Его еще находятся в унынии. Жены, которых потом нарекут мироносицами, обсуждают как им пойти ко гробу, чтобы помазать тело Спасителя драгоценным миром. Близок тот миг, когда Церковь воспоет «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Христос вынул жало у смерти, Христос разрушил врата ада» (1 Кор. 15:55). Мы верим, что Спаситель восторжествовал над смертью, а открыв для Бога свои сердца, встав на путь исповедания евангельских заповедей, мы сможем стать причастниками жизни вечной». Особо архипастырь поздравил всех с окончанием Великого поста и пожелал с радостью и духовным утешением встретить великий праздник Светлого Христова Воскресения.

Справка:

Великая cуббота – последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В этот день Иосиф из Аримафеи, член cинедриона, придя к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу – длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа. Фарисеи помнили слова Христа, которые Он говорил о Своем Воскресении и, опасаясь, что апостолы похитят тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили ко Гробу и Гроб запечатали. Такими действиями они только усилили доказательство Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой субботы начинается с вечера чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Спасителя, лежащего во Гробе, – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть. После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы во время утрени Великой субботы совершается крестный ход с пением погребального «Святый Боже…» святая Плащаница обносится вокруг храма.

Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота – самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе, как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

Утром в субботу служится вечерня с литургией святого Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного Огня. Оно происходит каждый год накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Воскресения. По окончании литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу из середины храма в алтарь через царские врата и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

 

Похожие статьи

Перейти к верхней панели