В Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода отпраздновали Сретение Господне
Текст и фото взяты с сайта Нижегородской митрополии www.nne.ru
15 февраля, в день двунадесятого праздника Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода.
Правящему архиерею сослужили секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев, настоятель нижегородского храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы протоиерей Сергий Шалатонов и другие клирики епархии.
На литургии вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова), учащиеся и педагоги Александро-Невской православной гимназии Нижнего Новгорода.
В ходе богослужения состоялась диаконская хиротония иподиакона Алексия Анисимова.
Митрополит Георгий зачитал Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи, также отмечаемого 15 февраля.
По окончании литургии управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с праздником и обратился к сослужащей братии и прихожанам с архипастырским словом, в котором напомнил евангельский сюжет об отмечаемом событии.
В переводе на русский язык «сретение» значит «встреча». Эта встреча случилось на 40-й день после Рождества Христова, когда младенец Иисус был принесен Его Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалимский храм. Там Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец.
«Молитва святого Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» ежедневно звучит в храме, но все ли понимают ее смысл?, — сказал митрополит Георгий. – Почему умудренный, убеленный сединами старец называет Владыкой младенца, которому всего лишь 40 дней от роду? Почему «ныне отпущаеши»? Просто для праведного Симеона настал день, которого он ожидал необычайно долго. Ему было обещано увидеть Спасителя мира, рожденного Приснодевой Марией».
Праведный Симеон, отличавшийся незаурядной ученостью, как человек мудрый и хорошо знающий Божественное Писание, трудился на острове Фаросе в Александрии вместе с 70 толковниками-переводчиками, переводившими в 80-х годах III века до Рождества Христова книги Ветхого Завета с еврейского на греческий. Переводя книгу пророка Исаии, Симеон дошел до слов «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы жена, не имеющая мужа, могла родить. Симеон взял уже нож и хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь Имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа». Уверовав в ангельские слова, старец Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа, проводя праведную и непорочную жизнь. В год, когда ему исполнилось 360 лет, Святой Дух привел Симеона Богоприимца в Иерусалимский храм, где он встретил Спасителя.
«В жизни каждого человека, стремящегося к Богу, происходит своя встреча с Ним, — сказал глава Нижегородской митрополии. — Поэтому праздник Сретения Господня так близок каждому из нас. Но этот день еще и призван напомнить людям, что все, о чем говорит нам Священное Писание, непременно сбудется».
Архипастырь также освятил свечи.
Справка:
Сретение Господне входит в число двунадесятых праздников. Событие, давшее ему начало в духовном отношении многомерно. Русское слово «встреча» не передает главного значения церковнославянского понятия «сретение». Встречаются обычно равные. А здесь, как заметил митрополит Вениамин (Федченков), «более подходяще славянское слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему, людей, встречающих Бога».
Ожидаемый людьми Мессия-Христос, как показала двухтысячелетняя история, станет знамением пререкаемым. Это знамение разделит людей на верующих и неверующих, возлюбивших свет и избравших тьму. «Что это за знамение пререкаемое? — Знамение креста, которое исповедуется Церковью как спасительное для вселенной», — пишет святитель Иоанн Златоуст. Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием.
На сороковой день по Рождестве Богомладенца произошла еще одна встреча — Церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной. Вдохновенная речь старца Симеона была полна хвалы и благодарения Богу за то, что исполнились сроки обетования.
Третья встреча имеет сугубо личный характер. Старец Симеон встречает Христа, и завершается земная дорога праведного мужа.
Молитва святого Симеона Богоприимца («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко») поется (в праздничные дни) или читается (во время вседневного богослужения) на каждой вечерне, чтобы уходящий день напоминал каждому верующему о вечере его жизни, который закончится исходом из этой жизни временной. Нужно пройти земной путь в мире с Богом и в исполнении евангельских заповедей, чтобы с радостью встретить нескончаемый светлый день в Царствии Небесном.